ПОЛНЫЙ MIND – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

3-4 февраля в Интегративном институте Гештальт-тренинга проходил семинар Юриса Балтгалиса (Рига) «Телесное осознавание. Mindfulness».
Эта психотерапевтическая методика пока еще мало известна в России. В 1970-х годах термин mindfulness в клиническую практику ввел профессор медицины Массачусетского университета Джон Кабат-Зинн. А само слово известно с XIX в. как перевод палийского «сати» – буддийской медитативной практики, используемой на первой из семи ступеней просветления (кстати, другой перевод слова «сати» – хорошо знакомое нам awareness).
Mindfulness – это способ безусловного, безоценочного пребывания здесь и сейчас, полная сосредоточенность на процессе, фиксация того, что я ощущаю в теле, какие эмоции испытываю, какие образы во мне рождаются – без анализа и интерпретаций. В каком-то смысле, это состояние ребенка, еще не освоившего язык и воспринимающего происходящее с ним совершенно буквально. Не случайно у участников семинара иногда возникали смутные воспоминания из самого-самого раннего детства, из времени, которое мы вроде бы даже не можем помнить и знаем только по рассказам родителей.
Mindfulness используется для профилактики дистресса и профвыгорания, при работе с тревожными и депрессивными состояниями, для ослабления хронических болей, повышения общего тонуса, физической и психической выносливости и т.п. Во всех тех случаях, когда необходимо выйти за пределы «тоннельного восприятия», ощутив свежесть и неповторимость каждого мгновения жизни.
И не просто ощутить, но запомнить как новый опыт, новый способ бытия. К примеру, я до сих пор помню шероховатость, запах и вкус изюма, которым угощал нас Юрис в конце семинара. Это как раз одно из упражнений, предложенных Кабат-Зинном и пробуждающих острое ощущение необычности в самом обыденном и обычном.
Не знаю, знаком ли американский профессор с Гештальтом, но нечто подобное рекомендовали уже Перлз, Хефферлин и Гудмен в самой первой книге по гештальттерапии, а позже разрабатывали Энрайт, Стивенс, Старак и др. «Выберите несколько повседневных обязанностей, таких, как мытье посуды, чистка зубов, вынос мусора и т.д. Выполняя их, уделяйте пристальное внимание тому, что чувствует ваше тело, – советовал Джон Стивенс. – Попробуйте несколько минут выполнять выбранное дело в два раза медленнее, чем обычно, чтобы иметь больше времени для сознавания того, что происходит в вас, когда вы выполняете это. Экспериментируйте со своим сознаванием выполнения этой задачи и исследуйте его как новую незнакомую страну, ведь для большинства из нас это действительно незнакомая страна».
Отсюда – вторая составляющая метода, который использует Юрис Балтгалис. Она уже напрямую связана с Гештальтом. В первом-втором десятилетиях ХХ века в Германии Эльза Гинглер разработала телесную практику, очень похожую на медитативную практику сати. Болевшая туберкулезом Гинглер однажды обнаружила, что полное внимание к происходящему в каждое мгновение словно бы переключает ее восприятие в другой регистр. Отступают связанные с болезнью тревога и страхи, появляется легкость, интерес, радость жизни. И тело само, без специальных усилий начинает выздоравливать.
Самая известная ученица Гинглер, Шарлотта Сельвер, назвала эту практику sensory awareness («чувственное осознавание»). По мнению Сельвер, ребенка очень рано приучают быть «хорошим», то есть соответствовать ожиданиям взрослых вместо того, чтобы прислушиваться к собственным внутренним ритмам, естественному процессу чувствованного познавания себя, другого человека и мира. Достаточно простые эксперименты способны вернуть нас к этому недопрожитому опыту. Как много всего замечательного происходит во мне и со мной, когда я просто лежу, сижу или стою! Какие разнообразные, неповторимые впечатления могут быть связаны с простым прикосновением Другого! Мы всё это ощутили на семинаре Юриса.
Идеи Шарлотты Сельвер вдохновили многих терапевтов самых разных направлений – от Эриха Фромма до Фредерика Перлза, который учился у Сельвер в Германии в конце 1940-х, а затем вновь повстречался с ней в Калифорнии, в Эсалене. Возможно, именно благодаря ей центральное место в гештальттерапии заняло осознавание как «спонтанное чувствование того, что в вас возникает – что вы делаете, чувствуете, планируете» в противоположность аналитической интроспекции, которая предполагает «произвольное обращение внимания на эти деятельности, включающее оценку, исправление, управление, вмешательство».
И те эксперименты, которые мы делали с Юрисом, как раз полностью исключали оценку, исправление и вмешательство. Удивительно, но во время семинара, организованного для психологов и психотерапевтов, почти не звучала собственно психологическая терминология. Даже во время обсуждений каждый делился индивидуальными переживаниями, а не диагнозами, поставленными самому себе и окружающим.
Честно скажу, я был на семинаре всего один день и пока что не научился правильной медитации («right mindfulness», «samma-sati»), зато прямо сейчас я осознаю, что планирую побывать на следующем семинаре Юриса Балтгалиса, который состоится в Петербурге 10-11 марта.

 

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *