События

Новый подход к работе с тревогой в гештальт-терапии

Лекция Елены Петровой на конференции МГИ 07  февраля 2019 г.

Предлагаем вашему вниманию тезисы лекции и аудио-запись.

ТРЕВОГА как тема в психологическом консультировании

На психологической консультации  клиенты часто сообщают о том, что они “тревожатся” о чем то, и хотят перестать тревожиться. или  мы говорим о клиент, что он “тревожный человек”.  В  числе практических рекомендаций, которые можно найти в популярных книгах по психологии, много предложении о том: “как перестать тревожиться”. Но  значительно более сложную тему представляет ситуация, когда человек не испытывает тревоги ( как ему кажется). Зато вместо тревоги может  развиваться неприятный и часто опасный соматический симптом, или начинает развиваться не адекватное  поведение или нарушения регуляции  эмоционального поведения

Часто клиенты сообщают именно о симптоме.  Они говорят.  “Я совсем спокоен. Я не тревожусь  . Но у меня есть симптом!” это указывает,  что ТРЕВОГА передала свои функции другому симптому  (соматический симптом,  навязчивость и др)
Почему люди не любят переживать тревогу и хотят от нее избавиться?   Потому что субъективно это переживание неприятно. Потому что переживание тревоги утомляет. Потому что это не нравится окружающим.  Потому что «тревожный человек» это личностный стиль.

тело:  «Колотит все тело, как если ехать на тракторе». От тревоги ноют нижние зубы и тянет все тело». «Сжимается спина и я скручиваюсь, как если бы меня вот-вот ударили», тело человека дрожит и немного дергается, человек часто делает ритмические движения.

вегетативные телесные реакции : «тянет» в челюстях, пробегают импульсы по рукам и ногам, холодеют конечности, сбивается ритм дыхание

эмоции: неприятные мысли, странно, тревожно, дисфорично.

ум: трудно сосредоточиться и трудно организовать свою деятельность

По своей   природе тревога  это специфический  симптом: который развивается в области вегетативной саморегуляции организма, и рассматривать его стоит наравне с обычными телесными симптомами. .

Ф. Перлз предложил гипотезу: тревога это возбуждение, которое потеряло свою форму. Тревога  это”срыв контактного процесса”. Мы помним: что по образованию Перлз был врач-невролог. Поэтому он максимально практичен. Тревога это симптом. В тревоге нет интенциональности.

Мы предлагаем различать ВОЛНЕНИЕ и ТРЕВОГУ. ВОЛНЕНИЕ  это переживание, в котором есть живость и готовность к действию. ТРЕВОГА это нечто противоположное действию. Хотя тело движется ( подрагивает),  но это движение не наполнено смыслом и интенциональностью. Вегетативный  комплекс  регуляции функционирует  парадоксально, дыхание редуцировано, мышление мало продуктивно, эмоциональная жизнь заблокирована.

Биохимия тревоги (биохимия стресса):  Гормон стресса кортизол, альдостерон, адреналин

По циклу контакта ТРЕВОГА может  быть обнаружена в любой фазе цикла, по механизму прерывания контакта тревога  либо вариант ретрофлексии, либо ДЕФЛЕКСИЯ.

Что является базисом для ТРЕВОГИ  и  поводом для срыва контакта и образования симптома ТРЕВОГИ? Мы предполагаем, что это всегда РЕДУКЦИЯ части феноменологического поля опыта , или ПРОБЕЛ в опыте.

ТРЕВОГА и развитие ситуации во времени. Наличие симптома ТРЕВОГИ  в актуальной ситуации указывает на некоторый, имевший место в  предшествующем эпизоде ситуации,   дефицит в телесной или эмоциональной саморегуляции или в отношениях человека и его окружения, или в доступной человеку информации,  или в области поддержки и так далее. Человек начал действовать, «перепрыгнув» через область дефицита, и как результат – срыв целостности, дезорганизация  саморегуляции  и симптом ТРЕВОГИ.

Био-психо-социальный подход к проблеме тревоги: биологические источники редукции, личностные источники редукции, социально-групповые аспекты ситуации и редукция, (внешние и внутренние источники нестабильности и запуска тревоги)

   Тревога личностная. Прошлое, настоящее и будущее как источник неопределенности:

Будущее создает повод для беспокойства, так как не все про будущее можно предусмотреть;

Прошлое создает повод для беспокойства, когда человек вспоминает дополнительные факты про уже прожитое;

Настоящее создает повод для беспокойства, если человек получает несколько противоречивых сигналов или противоречивую информацию;

Как справиться с ТРЕВОГОЙ? На рациональном уровне планирование и контроль, на иррациональном уровне переход в область мифологического мышления (символический ритуал в ситуации неопределенного будущего, в ситуации неопределенного настоящего и др. ) создают иллюзию контроля над ситуацией.

«Разрядка ТРЕВОГИ» и восстановление движения жизни . Как человек может успокоить свою тревогу? ( не вступая в контакт с  ее источником)

Мышечное расслабление или мышечная мобилизация

Аутотренинг

Визуализация образа (проекции)

Драматизация и создание сюжета отношений

Медитация как способ реорганизации чувств

Энергичная двигательная активность ( танец, физическая работа, прогулка)

Отвлечение на дополнительную активность ( сублимация)

Создать символический ритуал (в ситуации неопределенного будущего, в ситуации неопределенного настоящего и др.)

Дыхательные упражнения, йога и др.

 

Патологические (опасные) спонтанные способы разрядки тревоги

Психосоматика и устойчивый телесный симптом

Навязчивость или «идея фикс»

Зависимое поведение

Нарушения психической саморегуляции, расшепление

Аффективные взрывы и др

 

       По линии ВРЕМЕНИ рассмотрим три последовательных эпизода.

Первый эпизод : «ситуация дефицита, редукция  и попытка активности в условиях дефицита» .

Второй эпизод: « симптом тревоги» ( остановка).

Третий эпизод : « восстановление движения жизни после тревоги»

 

Терапевт и тактики работы с тревогой. Способы работы с ТРЕВОГОЙ  для восстановления движения жизни обычно предлагают движение ВПЕРЕД. К ТРЕТЬЕМУ эпизоду по линии времени. Проблема в том, что запускающий тревогу ПРОБЕЛ в опыте в этих случаях остается без  внимания. Как предложить клиенту  практические способы и фокусировки в консультировании, направленные на  профилактику  развития тревоги? Необходимо найти способ вернуться к ПЕРВОМУ эпизоду и дать достаточно поддержки, чтобы клиент мог  найти место ПРОБЕЛА и дать время и ресурсы для того, чтобы всплыли возможные для клиента компоненты опыта  (интенций, побуждений, посланий) в этих эпизодах.  Это  неторопливое возвращение к ПРЕКОНТАКТУ .

ТРЕВОГА и психосоматика.  Терапевт  может  исследовать пути  от соматического симптома (или симптома поведенческого) к чувству тревоги и от тревоги движение к восстановлению к истинных чувств. Исследовать роль тревоги в формировании соматических симптомов и найти для клиента путь реабилитации.  для консультантов может оказаться полезным понимание алгоритма.

 

Семинары Артура Домбровского

18 и 25 февраля 2019 г., Санкт-Петербург

Две встречи в феврале в Питере с гештальт-терапевтом, директором Рижского Гештальт Института Артуром Домбровским

Два вечера для тех, кто следит за новинками в области гештальт-терапии и хочет получить опыт общения с мастером.

18 февраля “Человек среди людей. Функция МЫ в диалоге, группе и в обществе”

В семинаре автор предлагает детально сфокусироваться на том, что происходит МЕЖДУ людьми в диалоге и в группе. Исследует возможности контакта и функции МЫ в практике терапевтической сессии.

25 февраля “Психосоматика и соматопсихика”

В семинаре предлагается авторский взгляд на работу гештальт-терапевта с психосоматикой. Концепции и тактики основаны на 30-летнем опыте терапевтической работы. В семинаре будет поставлен акцент на использование концепции контакта в работе с психосоматикой

Расписание: с 18.00 до 21.30 

В ходе занятия по водятся демонстрационные сессии, упражнения и мини-лекции с обсуждением актуальной темы

Адрес: Троицкий пр., д. 1. Кафедра социальной психиатрии и психологии СПбИУВЭК

Предварительная регистрация обязательна!
Зарегистрироваться можно, отправив ответное письмо на адрес igtispb@gmail.com или заполнив форму

Сексуальность. Клиническая практика и кризис среднего возраста

Назначена дата авторского семинара Елены Петровой

“Сексуальность. Клиническая практика и кризис среднего возраста”

Дата:  23 февраля (сб.)
Время: с 16:00 до 22:00.

Адрес: Москва, Большая Сухаревская пл., д.16/18 стр.2

Приглашаем тех,  кто  встречается с темой сексуальности и телесности у своих  клиентов или интересуется темой для себя.
В том числе мы рассмотрим:
– тему счастья;
– аспект детских фрустраций в области телесности и сексуальности, их влияние на телесность взрослого человека;
– способы восстановления способности быть счастливыми и спонтанными.
Для регистрации участия в семинаре, контакт Иллона
Тел. 8-903-0053743

Начало базового курса в Петербурге и Москве

В январе 2019 г. мы начинаем новый базовый курс в Петербурге, а в марте 2019 г. стартует программа базового курса в Москве. «ГЕШТАЛЬТ – Базовый курс» – это 300 часов личностной терапевтической работы и базовая подготовка по гештальт-терапии. В ходе программы участники получают опыт личной терапии, опыт методических занятий в группе, проходят супервизию, готовят два эссе, посвященных своей практике, получают опыт работы в интервизорских группах и др. Программа завершается индивидуальной сертификацией по уровню «Гештальт-практик». Желающие могут продолжить изучение гештальт-подхода на программах профессионального курса.

Содержание программы

Знакомство. Собеседование. Философия и практика гештальта как метода консультирования.

Принцип целостности. «Мысли, эмоции, тело». Принцип «здесь и сейчас». Актуальность, ответственность, осознавание. Контактная граница. Граница внимания. Движение к контакту. Контакт с собой и своим телом, контакт со своими мыслями, контакт с Другим. Развитие способности к контакту. Диалог и движение к Другому. История и метод гештальт-терапии. Телесность. Обращение к чувствам.

Гомеостаз. Организм и среда (окружение). Человек в ситуации. Незавершенные действия. Концепция нового опыта. Концепция творческого приспособления. Интенциональность. Осознавание. Интенциональность к контакту. Концепция агрессии в гештальт-подходе. Конфликт как тема работы в гештальт-терапии

Потребности. Основы теории гештальт-подхода. Цикл контакта как ориентир для построения коммуникации с миром. Концепция гомеостаза. Обмен в системе «организм и окружение». Прерывания контакта. Интроекция. Конфлюэнция. Проекция. Ретрофлексия. Потребности и цикл контакта. Уникальность телесного опыта.

Диалог. Феноменология в диалоге. Контакт с Другим. Встреча как событие. Я и Другой, диалог, границы. Кинестетический резонанс. Переживание опыта «быть вдвоем». Телесность в диалоге. Границы в диалоге, границы в личностном пространстве, границы в телесном опыте, «Перлз – молитва гештальтиста». Принципы диалога и контактный процесс.

Психосоматика. Принцип целостности. Принцип активности. Телесность, симптом и контакт. Три важных принципа: Ответственность. Осознавание. « Здесь и сейчас». Телесность и стресс. Работа с фоном в контексте симптома. Работа с симптомом. Проекция и ретрофлексия в работе с симптомом.

Феноменологический подход. Эксперимент. Роль эксперимента как создания поля нового реального опыта. Эксперимент и техники гештальта. Феноменология в эксперименте. Новый опыт. Тактики организации эксперимента и его место в сессии. Тактики построения эксперимента. Подготовка эксперимента. Виды экспериментов. Амплификация. Работа с полярностями. Техника «пустой стул»

Теория поля. Телесность. Индивидуалистический и полевой процесс. Телесный процесс в поле. Работа с телом. Телесное осознавание и его особая функция. Терапевтические методы работы с телом. Как использовать телесную феноменологию в терапевтической сессии. Спонтанность. Пробуждение телесности.

Отношение к детству. Теория развития в гештальт-терапии. Детские воспоминания в терапии взрослого. Некоторые принципы в терапии с детьми и подростками в гештальт-подходе. Элементы работы с семьями.

Гештальт-диагностика: цикл контакта и прерывания контакта. Феноменология. Психологические обоснования. Методы диагностики. Методы конфронтации с прерываниями. Что выбрать – конфронтацию с прерываниями или поддержку движения к контакту? «Теория доменов». Теория личности в гештальттерапии. Теория СЕЛФ. ИД-, ПЕРСОНЕЛИТИ- и ЭГО-функции. Тактики использования функций СЕЛФ в диалоге.

«От теории к практике». От житейских ситуаций – к работе с процессом в контакте. Построение композиции сессии. Как перейти от «жалобы» к запросу. Мотивация клиента. Контракт. Выбор тактик на разных этапах работы терапевта. Техники ведения беседы на первых этапах. Первичная диагностика. Мотивация клиента для продолжения терапии. Ценности в коммуникации, который продвигает гештальт-терапевт. Долгосрочная и краткосрочная терапия.

Творческие метода в работе гештальт-терапевта: Работа с метафорами. Сны и фантазии – некоторые тактики работы в гештальт-терапии. Телесность и символы.

Зависимость, созависимость и контрзависимость в жизни и в терапии – введение в проблему.

Тактики работы с динамикой процесса. Работа с травмой. Репрессированные процессы. Незавершенные действия. «Принцип веера».

Творческие методы в работе гештальт-терапевта: Арт методы в работе с детьми и взрослыми.

Расписание базового курса в Петербурге

23 января 2019 г.  Е. Петрова (вечернее занятие с 19 до 21.30)
02-03 февраля 2019 г. С. Кондуров
09-10 марта 2019 г. А. Туманова
11-12 мая 2019 г. С. Кондуров
01-02 июня 2019 г. А. Туманова
05-06 октября 2019 г. Е. Петрова
16-17 ноября 2019 г. Н. Староборова
25-26 января 2020 г. Е.Петрова
25-26 апреля 2020 г. Д. Фрейдинова
06-07 июня 2020 г. Т. Поломошнова
05-06 сентября 2020 г. С. Кондуров
24-25 октября 2020 г. Т. Поломошнова
19-20 декабря 2020 г. С. Кондуров
13-14 февраля 2021 г. Е. Петрова
17-18 апреля 2021 г. Т. Поломошнова

Расписание базового курса в Москве

30 марта 2019 г. Е. Петрова
20 апреля 2019 г. Т. Поломошнова
18-10 мая 2019 г. Т. Поломошнова
15-16 июня 2019 г. Л. Маметьева
14-15 сентября 2019 г. Д. Фрейдинова
23-24 ноября 2019 г. Е. Петрова
18-19 января 2020 г. Н. Староборова
14-15 марта 2020 г. Е. Петрова